15-07-06586 «Research and development of linguistic and statistical methods and algorithms for automatic generation of associative hierarchical portrait domain-based ontologies». Project Manager Rykov V.V.
The project is aimed at solving the fundamental scientific problem of semantic modeling, within the framework of which a technique is developed for automated identification of hierarchical, synonymous and associative links from Internet texts and the construction of linguistic-statistical portraits of various subject areas, in particular, using autonomous uninhabited underwater vehicles (ANPA). The study is based on the hypothesis that more general terms have more associative links, as well as on attracting associative links to define meaning, the full meaning of which is revealed through contextual environments, which makes it possible to automate the process of differentiating values and extracting knowledge from texts. The solution of the problem is built on the basis of an integrated approach combining statistical methods, corpus linguistics and distributive semantics, and is implemented in a technology that involves the development of linguistic-statistical mechanisms for the formation of an associative domain portrait (APPO), which is a dictionary of meaningful terms of the subject domain, the elements of which are related associative and hierarchical relationships. APPO is created automatically based on statistical analysis of large volumes of texts from the Internet. The hierarchical relationships included in the APPO form a polyhierarchy and a classifier, facilitating the search and navigation in the AUV subject area. Such a technique allows solving a wide class of tasks, both in the field of cognitive semantics and information retrieval, as APPO can, in most cases related to contextual search, replace or supplement the thesaurus / ontology of the subject area, which is a very laborious task. In addition, the project involves the following tasks: monitoring new objects, facts and ideas in the AUV software, automatic classification of new objects by the APPO classifier, in particular, the type / type of apparatus of the AUV, its characteristics, the company, its management, employees, competitors, partners and t . e., how often an object is mentioned at different periods of time, the tonality of messages, the source of information, the establishment of the boundaries of the subject area; the development of intelligent Internet technologies; automated formation of interactive domain-oriented encyclopedias; Visualization of interactive web search results (visual domain maps). The methodology was partially tested in the key concepts of KEYWEN, developed by the authors of the draft encyclopedia, and carrying out directed extraction of encyclopedic information from the Internet. The project also relies on the original DECL tool environment created and developed by the project applicants, which has found wide application in the construction of logical and analytical systems (DIES, Crime, Summary, Antiterror) and semantic-oriented knowledge extraction systems (Semantix, etc.). Project participants: Rykov V.V. (Project Manager), Charnine M.M., Khakimova A.Kh., Meshcherin S.A., Ognev A.P., Orlova N.A., Tsyganov V.V., Khlamov M.A., Rodina I.V., Demidov A.V.

15-07-06586 «Research and development of semantic methods for constructing «Contextual Science Citation Index». Project Manager Charnine M.M.
The project is aimed at solving the fundamental scientific problem of semantic modeling, which develops a methodology for assessing the quality of scientific articles based on a probabilistic impact model of a scientific article on references and ideas in subsequent articles, as well as on the basis of a model for presenting ideas as many phrases. At present, the need to supplement standard scientometric and bibliometric indicators with a computational semantic analysis of the evaluated publications is almost universally recognized. Given the urgency of the problem of evaluating scientific products, the relevance of the proposed study is not in doubt. Many existing methods for assessing the impact and quality of scientific articles are based on the use of the Scientific Citation Index (ICI), which is calculated based on the number of direct bibliographic references to the article and therefore does not work for new articles with zero citations. The proposed methodology uses a new indicator of the quality of a scientific article – the Contextual Scientific Citation Index (ICSC), which is calculated automatically by implicit contextual links to the article and is related to the statistical probability of the expected appearance of direct bibliographic references. The CSC has predictive properties and high sensitivity, allowing to divide new articles into groups and rank them by quality. Implicit links in the article are references to other people’s ideas and their authors. Implicit links are identified using linguistic methods and the method of relevant phrases, which finds phrases similar in meaning to other articles and documents from the Internet. The similarity of the meaning is determined by means of grammatical transformations, translation programs and the replacement of synonyms, as well as with the help of associative links and the method of constructing an associative portrait of the subject area developed by the authors. A probabilistic model of the dependence of the number of direct citations on the number of implicit links and their parameters is based on a linguistic processor that detects implicit links, which is configured using the machine learning method so that the correlation between the indices of the IC and ICRC is maximum. The study is based on the hypothesis that articles with new ideas for which there are a lot of implicit links have an increased likelihood of direct quotation, and also that the inclusion of implicit links from open documents on the Internet increases the correlation between the ESC and TIN indices. The solution of the problem is based on an integrated approach combining statistical methods, corpus linguistics and distributive semantics, and is implemented in technology that involves the development of linguistic-statistical mechanisms for the formation of the ESCC. Such a technique allows solving a wide class of problems, both in the field of cognitive semantics and information retrieval, for example, the search for ideas, the assessment of the quality of scientific articles, the compilation of rating sites. Additionally, the project involves the following tasks: monitoring of new ideas and assessment of their prospects for the frequency of references in different periods of time; analysis of the continuity of scientific ideas; creation of the architecture of ideas in the subject area; the development of intelligent Internet technologies; automated formation of interactive domain-oriented encyclopedias. The methodology was partially approved by the project manager in the KEYWEN Encyclopedia of Key Concepts, which implements directed extraction of encyclopedic information from the Internet. The project is based on the DECL tool environment created and developed by applicants, which is used in the construction of logical-analytical systems (DIES, Crime, Executive Summary, Antiterror) and semantic-oriented knowledge extraction systems (Semantix, etc.). Project participants: Charnine M.M. (Project Manager), Galina I.V., Demidov A.O., Zolotarev O.V., Kuznetsov K.I., Matskevich A.G. Protasov V.I., Rodina I.V., Sokolov E.G. Khakimova A.Kh.

16-29-09527 «Research and development of topical modeling methods for monitoring, forecasting and visualization of terrorist activity in the information field of the Internet using a virtual environment». Project Manager Charnine M.M.
The project is aimed at solving the fundamental scientific problem of semantic modeling, forecasting and visualization of the formation of social formations in the network, the detection of extremist communities, the analysis of their topological structure, including, in turn, websites, blogs and accounts in social networks (hereinafter referred to as ). In the course of the project, a methodology will be developed for constructing a dynamically updated lexical resource base based on textual documents published on the web (using the methods of corpus linguistics and distributive semantics). The base of lexical resources is used as a source for identifying extremist Sites and detecting semantic links (implicit links) between them. For the first time in world practice, an Index of Ideological Influence of the Site (IIW) will be built on the basis of the identified network links, based on a probabilistic influence model (impact) of ideas / phrases of a certain Site on ideas and phrases of other Sites of similar subjects. IIW has predictable properties and high sensitivity, allowing to divide new Sites into groups and rank them according to the degree of extremism and influence. Given the urgency of the problem of growing extremism and the explosive development of the network, the relevance of the proposed study is beyond doubt. The study is built around the hypothesis that the growth of the ideological influence of the group on the Internet contributes to the growth of the number of this group. At the same time, the ideological influence is measured by the number of new ideas of the group that have become widespread, and the growth in the number positively correlates with the total number of Sites of this group. The proposed approach is based on the idea that ideas can be adequately expressed by many phrases or terms that are similar in meaning (a close analogue of the proposed approach to expressing ideas / themes is the Dirichlet Hidden Distribution Method – LDA). Based on this approach, as well as on the basis of observations of the transformations of ideas in time, it becomes possible to identify the contribution of each Site in relation to the identified topics (ideas), which, in turn, makes it possible to detect hidden links between the Websites / authors. Implicit links between sites (references to similar ideas and their authors) can be identified using linguistic and statistical methods by searching for similar phrases and topics on other Sites. The semantic similarity of phrases is determined using grammatical transformations, translation programs, replacing synonyms with terms obtained using thematic analysis (for example, LDA and PLSA methods), as well as using associative links identified by the author’s method of constructing an associative portrait of the subject area (APPO). The APPO technique allows you to build the corpus of large-volume texts necessary for analysis and dynamically replenish the dictionaries of terrorist vocabulary. A probabilistic model of the dependence of the number of future implicit links on the number of available links and their parameters is built on the basis of a linguistic processor developed in the course of research that reveals implicit links. The linguistic processor is configured using the machine learning method so that the correlation between the IIW and the future growth of the extremist group is maximum, and also that the trends mentioning similar ideas on the Internet have better predictive properties. The solution to this research problem is based on the implementation of an integrated approach that combines the methods of thematic modeling, corpus linguistics, distributive semantics and visual analysis. The approach is implemented in technology, which requires the development of linguistic-statistical mechanisms for the formation of IIW and visual analysis of its topological structure. Such a technique allows solving a wide class of problems, both in the field of cognitive semantics and in the field of information retrieval. Such tasks, for example, include: monitoring new ideas, evaluating their influence and evolution over time; analysis of the continuity of ideas. Project participants: Charnine M.M. (Project Manager), Galina I.V., Gurov A.S., Zolotarev O.V., Kuznetsov K.I., Maravin A.A., Matskevich A.G. Protasov V.I., Rodina I.V., Khakimova A.Kh., Tsyganov V.V.

15-07-06586 «Исследование и разработка лингво-статистических методов и алгоритмов автоматического формирования ассоциативно-иерархического портрета предметной области на основе онтологий». Руководитель проекта Рыков В.В.
Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы семантического моделирования, в рамках которой разрабатывается методика автоматизированного выявления иерархических, синонимических и ассоциативных связей из интернет-текстов и построение лингво-статистических портретов различных предметных областей, в частности, по автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА). Исследование основано на гипотезе о том что более общие термины имеют больше ассоциативных связей, а также о привлечении ассоциативных связей для определения значения, полный смысл которого выявляется с помощью контекстных окружений, что дает возможность автоматизации процесса разграничения значений и извлечения знаний из текстов. Решение проблемы строится на основе комплексного подхода, сочетающего методы статистики, корпусной лингвистики и дистрибутивной семантики, и реализуется в технологии, которая предполагает разработку лингво-статистических механизмов формирования ассоциативного портрета предметной области (АППО), представляющего собой словарь значимых терминов предметной области, элементы которого связаны ассоциативными и иерархическими связями. АППО создается автоматически на базе статистического анализа больших объемов текстов из Интернет. Иерархические связи, входящие в АППО, образуют полииерархию и классификатор, облегчающие поиск и навигацию в предметной области АНПА (ПО АНПА). Подобная методика позволяет решать широкий класс задач, как в области когнитивной семантики, так и информационно-поисковых, так как АППО может в большинстве случаев, связанных с контекстным поиском, заменить или дополнить тезаурус/онтологию предметной области, составление которого вручную представляет собой весьма трудоемкую задачу. Дополнительно проект затрагивает следующие задачи: мониторинга новых объектов, фактов и идей в ПО АНПА, автоматическая классификация новых объектов по классификатору АППО, в частности, вид/тип аппарата АНПА, его характеристики, компания призводитель, ее руководство, сотрудники, конкуренты, партнеры и т.д., как часто упоминается объект в различные периоды времени, тональность сообщений, источник информации, установление границ предметной области; развитие интеллектуальных Интернет-технологий; автоматизированное формирование интерактивных предметно-ориентированных энциклопедий; визуализация результатов интерактивного сетевого поиска (визуальные карты предметной области). Методология была частично апробирована в разработанной авторами проекта энциклопедии ключевых понятий KEYWEN и осуществляющей направленное извлечение энциклопедической информации из Интернет. Проект также опирается на созданную и развиваемую заявителями проекта оригинальную инструментальную среду ДЕКЛ, нашедшую широкое применение при построении логико-аналитических систем (ДИЕС, Криминал, Резюме, Антитеррор) и семантико-ориентированных систем извлечения знаний (Semantix и др.). Участники проекта: Рыков В.В. (руководитель), Шарнин М.М., Хакимова А.Х., Мещерин С.А., Огнев А.П., Орлова Н.А., Цыганов В.В., Хламов М.А., Родина И.В., Демидов А.О.

16-07-00756 «Исследование и разработка семантических методов построения «Индекса контекстного научного цитирования». Руководитель проекта Шарнин М.М.
Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы семантического моделирования, в рамках которой разрабатывается методика оценки качества научных статей на основе вероятностной модели влияния (impact) научной статьи на ссылки и идеи в последующих статьях, а также на основе модели представления идеи в виде множества похожих по смыслу фраз. В настоящее время необходимость дополнения стандартных наукометрических и библиометрических показателей вычислительным семантическим анализом оцениваемых публикаций является практически общепризнанной. Учитывая остроту проблемы оценивания научной продукции актуальность предложенного исследования не вызывает сомнения. Многие существующие методы оценки влияния и качества научных статей основаны на использовании Индекса Научного Цитирования (ИНЦ), который рассчитывается по количеству прямых библиографических ссылок на статью и поэтому не работает для новых статей с нулевым цитированием. Предлагаемая методика использует новый показатель качества научной статьи — Индекс Контекстного Научного Цитирования (ИКНЦ), который рассчитывается автоматически по неявным контекстным ссылкам на статью и связан со статистической вероятностью ожидаемого появления прямых библиографических ссылок. ИКНЦ обладает прогнозными свойствами и высокой чувствительностью, позволяющей делить новые статьи на группы и ранжировать их по качеству. Неявные ссылки в статье – это упоминания чужих идей и их авторов. Неявные ссылки выявляются с помощью лингвистических методов и метода релевантных фраз, который находит похожие по смыслу фразы в других статьях и в документах из Интернета. Похожесть смысла определяется с помощью грамматических трансформаций, программ перевода и замен синонимов, а также с помощью ассоциативных связей и методики построения ассоциативного портрета предметной области, разработанной авторским коллективом. Вероятностная модель зависимости количества прямых цитирований от количества неявных ссылок и их параметров строится на основе лингвистического процессора, выявляющего неявные ссылки, который настраивается с помощью метода машинного обучения так, чтобы корреляция между индексами ИНЦ и ИКНЦ была максимальной. Исследование основано на гипотезе о том, что статьи с новыми идеями, на которые много неявных ссылок, имеют повышенную вероятность прямого цитирования, а также что учет неявных ссылок из открытых документов в Интернете повышает корреляцию индексов ИКНЦ и ИНЦ. Решение проблемы строится на основе комплексного подхода, сочетающего методы статистики, корпусной лингвистики и дистрибутивной семантики, и реализуется в технологии, которая предполагает разработку лингво-статистических механизмов формирования ИКНЦ. Подобная методика позволяет решать широкий класс задач, как в области когнитивной семантики, так и информационно-поисковых, например, поиск идей, оценка качества научных статей, составление рейтинга сайтов. Дополнительно проект затрагивает следующие задачи: мониторинг новых идей и оценка их перспективности по частоте упоминания в различные периоды времени; анализ преемственности научных идей; создание архитектуры идей в предметной области; развитие интеллектуальных Интернет-технологий; автоматизированное формирование интерактивных предметно-ориентированных энциклопедий. Методология была частично апробирована руководителем проекта в энциклопедии ключевых понятий KEYWEN, осуществляющей направленное извлечение энциклопедической информации из Интернет. Проект опирается на созданную и развиваемую заявителями инструментальную среду ДЕКЛ, применяемую при построении логико-аналитических систем (ДИЕС, Криминал, Резюме, Антитеррор) и семантико-ориентированных систем извлечения знаний (Semantix и др.). Участники проекта: Шарнин М.М. (руководитель), Галина И.В., Демидов А.О., Золотарев О.В., Кузнецов К.И., Мацкевич А.Г., Протасов В.И., Родина И.В., Соколов Е.Г., Хакимова А.Х.

16-29-09527 «Исследования и разработка методов тематического моделирования для мониторинга, прогноза и визуализации террористической активности в информационном поле Интернет с использованием виртуального окружения». Руководитель проекта Шарнин М.М.
Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы семантического моделирования, прогноза и визуализации процессов формирования социальных образований в сети, обнаружения экстремистских сообществ, анализа их топологической структуры, включающей, в свою очередь, веб-сайты, блоги и аккаунты в социальных сетях (далее — Сайты). В ходе выполнения проекта будет разработана методика построения динамически пополняемой базы лексических ресурсов на основе опубликованных в сети текстовых документов (с привлечением методов корпусной лингвистики и дистрибутивной семантики). База лексических ресурсов используется в качестве источника выявления экстремистских Сайтов и обнаружения семантических связей (неявных ссылок) между ними. Впервые в мировой практике на основании выявленных сетевых связей будет построен Индекс Идеологического Влияния Сайта (ИИВ), основанный на вероятностной модели влияния (impact) идей/фраз некоторого Сайта на идеи и фразы других Сайтов схожей тематики. ИИВ обладает прогнозными свойствами и высокой чувствительностью, позволяющей делить новые Сайты на группы и ранжировать их по степени экстремизма и влияния. Учитывая остроту проблемы роста экстремизма и взрывного развития сети, актуальность предложенного исследования не вызывает сомнений. Исследование выстраивается вокруг гипотезы, согласно которой рост идеологического влияния группы в Интернете способствует росту численности этой группы. При этом идеологическое влияние измеряется количеством новых идей группы, получивших распространение, а рост численности положительно коррелирует с общим количеством Сайтов этой группы. В основе предлагаемого подхода лежит представление о том, что идеи могут быть адекватно выражены множеством сходных по смыслу фраз или множеством терминов (близким аналогом предлагаемого подхода выражения идей/тем является метод Скрытого распределения Дирихле — LDA). На основании этого подхода, а также на базе наблюдений за трансформациями идей во времени оказывается возможным идентификация вклада каждого Сайта по отношению к выявленным темам (идеям), что, в свою очередь, позволяет обнаружить скрытые связи между Сайтами/авторами. Неявные ссылки между сайтами (упоминания похожих идей и их авторов) могут быть выявлены с помощью лингвистических и статистических методов путём поиска похожих по смыслу фраз и тем на других Сайтах. Смысловое сходство фраз определяется с помощью грамматических трансформаций, программ перевода, замен синонимов на термины, полученные с помощью тематического анализа (например, методами LDA и PLSA), а также с помощью ассоциативных связей, выявленных по авторской методике построения ассоциативного портрета предметной области (АППО). Методика АППО позволяет строить необходимый для анализа корпус текстов большого объёма и динамически пополнять словари террористической лексики. Вероятностная модель зависимости количества будущих неявных ссылок от количества имеющихся ссылок и их параметров строится на основе разрабатываемого в ходе исследования лингвистического процессора, выявляющего неявные ссылки. Лингвистический процессор настраивается с помощью метода машинного обучения так, чтобы корреляция между ИИВ и будущим ростом численности экстремистской группы была максимальной, а также, чтобы тренды упоминания похожих идей в Интернете обладали лучшими прогнозными свойствами. Решение данной исследовательской проблемы основано на реализации комплексного подхода, сочетающего методы тематического моделирования, корпусной лингвистики, дистрибутивной семантики и визуального анализа. Подход реализуется в технологии, которая требует разработки лингво-статистических механизмов формирования ИИВ и визуального анализа его топологической структуры. Подобная методика позволяет решать широкий класс задач, как в области когнитивной семантики, так и в сфере информационного поиска. К таким задачам, например, относятся: мониторинг новых идей, оценка их влияния и эволюции во временной динамике; анализ преемственности идей. Участники проекта: Шарнин М.М. (руководитель), Галина И.В., Гуров А.С., Золотарев О.В., Кузнецов К.И., Маравин А.А., Мацкевич А.Г., Протасов В.И., Родина И.В., Хакимова А.Х., Цыганов В.В.